2009

Прокуратурой Ненецкого автономного округа подведены итоги работы по надзору за соблюдением трудовых прав граждан, проведенной за истекший период текущего года

         21 августа 2009 года в Санкт-Петербурге Генеральным прокурором Российской Федерации совместно с полномочным представителем Президента России в Северо-Западном федеральном округе, прокурорами субъектов России и губернаторами регионов, входящих в СЗФО, проведено совещание по вопросу повышения эффективности работы органов государственной власти и органов прокуратуры в сфере соблюдения трудового законодательства.
         По итогам совещания Генеральным прокурором России даны указания о принятии дополнительных мер к активизации и повышению результативности прокурорского надзора за соблюдением трудового законодательства.
         К проведению данного совещание прокуратурой Ненецкого автономного округа подведены итоги работы за истекший период текущего года. За прошедшие 8 месяцев в сфере оплаты труда выявлено 416 нарушений закона. Внесено 17 представлений. По результатам их рассмотрения 4 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. 24 должностных лица предостережены о недопустимости нарушения закона. Возбуждено 20 производств об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, все лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Возбуждено одно производство об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, решением суда виновное лицо дисквалифицировано сроком на 1 год. Направлено в суд 96 заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании в интересах работников начисленной, но невыплаченной им заработной платы на общую сумму 4 432 785 рублей, все заявления удовлетворены в полном объеме. Опротестовано 6 правовых актов, 5 протестов удовлетворено, один находится в стадии рассмотрения.
         Основаниями для принятия мер прокурорского реагирования служило, в основном, нарушение работодателями сроков выплаты заработной платы работникам или невыплата ее в полном размере, не начисление и невыплата работникам компенсации, предусмотренной ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушение сроков выплаты пособия по уходу за ребенком, оплаты отпуска.
         Для осуществления постоянного надзора за соблюдением федерального законодательства, регулирующего вопросы оплаты труда, в прокуратуре округа созданы рабочая группа по надзору за соблюдением трудового законодательства и межведомственная рабочая группа по противодействию правонарушениям в сфере экономики.
         Заседания групп проходят с участием Главного федерального инспектора округа, заместителя главы администрации округа, руководителя Межрайонной инспекции №4 Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, руководителя территориального подразделения Государственной инспекции труда, Главного судебного пристава округа. Только в 2009 году на заседаниях групп заслушаны руководители восьми предприятий округа, имевших задолженность по заработной плате перед работниками.
          Повышенное внимание контролирующих органов к предприятиям-должникам, а также принятие прокуратурой округа всего комплекса мер реагирования возымели должный эффект. На семи предприятиях округа задолженность в общей сумме 78 млн. рублей, существовавшая перед 2200 работниками, погашена в полном объеме. Это Муниципальные унитарные предприятия «Комбинат по благоустройству бытовому обслуживанию г. Нарьян-Мара», «Производственное объединение котельных и тепловых сетей», «Нарьян-Марское АТП», «Посжилкомсервис», Открытое акционерное общество «Нарьян-Марстрой», Открытое акционерное общество «Нарьян-Марсейсморазведка», Общество с ограниченной ответственностью «Нарьян-Марремстрой».
         Немаловажное значение для принятия своевременных мер по восстановлению нарушенных трудовых прав работников имело взаимодействие прокуратуры округа с профсоюзными организациями.
         В апреле текущего года в адрес 30 действующих профсоюзов были направлены письма с предложением информировать прокурора об имеющихся нарушениях трудового законодательства на предприятиях. Как следствие, по информации профсоюзной организации ОАО «Нарьян-Марсейсморазведка» было установлено наличие на данном предприятии задолженности по заработной плате перед 753 работниками на общую сумму около 36 млн. рублей. В результате прокурорского вмешательства задолженность погашена, работникам предприятия начислена и выплачена соответствующая компенсация за задержку выплаты зарплаты, предусмотренная ст. 236 ТК РФ. Предприятие и его руководитель наказаны в административном порядке.
         Прокуратурой округа особое внимание уделяется профилактическим мерам по предупреждению нарушений в сфере оплаты труда. С этой целью проводятся встречи с трудовыми коллективами. Работникам предприятий разъясняются их права, в том числе полномочия прокуроров по защите трудовых прав граждан в судебном порядке.
         Так, по результатам рабочих встреч с коллективами ООО «Нарьян-Марремстрой» и ООО «Нарьян-Марторг» прокуратурой округа инициировано направление в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации 96 заявлений о вынесении судебных приказов о взыскании в интересах работников начисленной, но невыплаченной им заработной платы на общую сумму 4 432 785 рублей. Все заявления прокурора судом удовлетворены. ООО «Нарьян-Марремстрой» погасил задолженность по 16 исполнительным листам на общую сумму 738 571 рублей, по предъявленным 43 исполнительным листам Службой судебных приставов округа оперативно выплачена взысканная принудительно с ООО «Нарьян-Марторг» задолженность на сумму 2 373 754 рубля.
         Необходимо отметить, что руководством ООО «Нарьян-Марторг» на протяжении 2009 года регулярно допускаются нарушения прав трудящихся. Руководители данного общества неоднократно заслушивались на заседаниях постоянно действующей рабочей группы. Общество и возглавляющие его директоры (только в 2009 году предприятие возглавляли четыре директора), неоднократно привлекались к административной ответственности. 09 июля 2009 года мировым судьей Ненецкого автономного округа судебного участка №3 врио генерального директора данной организации Айметов М.Ш. по инициативе прокурора привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год. На 01 сентября 2009 года общая сумма долга перед работниками данного предприятия составляет 5 121 962 рубля.

Арбитражным судом Архангельской области 26.08.2009 МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» по заявлению прокурора округа привлечено к административной ответственности за осуществление деятельности при отсутствии требуемой лицензии

        Прокуратурой округа в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в Арбитражный суд Архангельской области направлены заявления о привлечении МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» и ИМУП «Посжилкомсервис» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Как установлено, данные предприятия на основании заключенных с хозяйствующими субъектами договоров осуществляют прием, размещение и утилизацию отходов 4 – 5 классов опасности на территориях свалок г. Нарьян-Мара и п. Искателей в отсутствие лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
        26.08.2009 решением Арбитражного суда Архангельской области МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Дело в отношении ИМУП «Посжилкомсервис» назначено к рассмотрению на 07.09.2009.
        В адрес руководителей данных Предприятий также внесены представления с требованием принять меры к устранению допущенных нарушений.

01.09.2009 Нарьян-Марским городским судом вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего директора одного из государственных предприятий округа за совершение им коррупционного преступления

        01.09.2009 Нарьян-Марским городским судом признан виновным в совершении хищения путем обмана и злоупотребления доверием с использованием служебного положения (в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ) гражданин Х., ранее являвшийся директором ГУП НАО «ННБ».

        Уголовное дело в отношении данного лица было возбуждено следственным отделом при УВД по Ненецкому автономному округу по результатам общенадзорной проверки, проведенной прокуратурой округа.

       Установлено, что гражданин Х., являясь руководителем ГУП НАО «ННБ», достоверно зная, что в соответствии с нормами действующего законодательства должностные оклады руководителям предприятий устанавливаются учредителем исходя из величины тарифной ставки первого разряда рабочего основанной профессии, определенной коллективным договором, дал незаконное распоряжение специалисту отдела кадров предприятия о подготовке справки, содержащей сведения о величине тарифной ставки, не соответствующие действительности. За подписью руководителя данная справка была представлена учредителю предприятия, который, основываясь на имеющихся в ней сведениях, рассчитал размер должностного оклада руководителя (гр-на Х.). Вследствие незаконных действий гр-на Х. его должностной оклад был завышен, и за период работы с 01.01.2007 по 23.06.2008 ему, как руководителю предприятия, было излишне выплачено 529546,91 рублей. Предприятию причинен ущерб на указанную сумму. В ходе предварительного следствия ущерб гр-ном Х. возмещен.

        Нарьян-Марским городским судом гр-ну Х. назначено наказание в виде штрафа. При рассмотрении данного уголовного дела в суде подсудимый признал свою вину и раскаялся в содеянном.

На территории округа пресечена незаконная деятельность трех игорных заведений

         В августе текущего года выявлено три игорных заведения, незаконно осуществляющих деятельность на территории округа. Организация незаконной деятельности осуществлялась обособленными подразделениями юридических лиц, зарегистрированных в других регионах Российской Федерации. В частности, в г. Нарьян-Маре деятельность по организации игорного бизнеса в виде организации и проведения лотереи осуществляло обособленное подразделение ООО «Бонус Плюс», зарегистрированного в г. Архангельске, а также обособленное подразделение ООО «Статус Групп», зарегистрированного в г. Москве. На территории п. Искателей Ненецкого автономного округа незаконную деятельность по организации и проведению азартных игр под видом лотереи осуществляло обособленное подразделение ООО «Бонус», зарегистрированного в г. Северодвинске Архангельской области.
        В ходе согласованных мероприятий работников прокуратуры и оперативных подразделений экономической безопасности УВД по Ненецкому АО незаконная деятельность перечисленных субъектов пресечена. Отделом дознания УВД по Ненецкому АО возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 171 УК РФ по факту незаконной предпринимательской деятельности ООО «Бонус» и ООО «Бонус Плюс». По факту незаконной предпринимательской деятельности ООО «Статус Групп» возбуждено уголовное дело следственным отделом при УВД по Ненецкому АО по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ. В ходе неотложных следственных действий сотрудниками правоохранительных органов изъято оборудование в количестве 50 игровых автоматов.

Проведена проверка по обращениям жителей города Нарьян-Мара о нарушениях прав их малолетних детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование

Прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка по обращениям жителей города Нарьян-Мара о нарушениях прав их малолетних детей на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. Установлено, что регулирование отношений в сфере предоставления дошкольного образования на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» осуществляется с нарушением действующего законодательства. Администрацией города Нарьян-Мара, являющейся учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений, порядок принятия детей в указанные учреждения не установлен. В то же время данные отношения урегулированы положением «О порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нарьян-Мара», утвержденным 13.03.09 приказом руководителя управления образования, молодежной политики и спорта городской администрации. Данными полномочиями управление образования города наделили депутаты городского Совета, указав их в положении об этом структурном подразделении администрации города, которое утвердили решением Совета от 29.01.09 № 447-р. Установленный в нарушение действующего законодательства порядок приема детей предоставлял комиссии по распределению мест в дошкольных образовательных учреждениях г. Нарьян-Мара необоснованно широкие полномочия при принятии решений. Так применение данного порядка привело к тому, что места в детских садах на территории города Нарьян-Мара предоставлялись детям работников, которым действующее федеральное законодательство не предусматривает гарантии обеспечения местами в детских садах на льготных условиях. Данное обстоятельство явилось причиной нарушения прав детей граждан, которые имели законные основания для предоставления мест в городских дошкольных учреждениях. Кроме того, порядок устанавливал квотирование на прием детей в учреждения. При этом дети лиц, имеющих право в соответствии с федеральным законодательством на внеочередное и первоочередное предоставление мест в детских дошкольных учреждениях (дети судей, дети военнослужащих, сотрудников милиции и другие) принимались по квоте, составляющей 40% от общего числа мест. В целях отмены приказа и.о. начальника управления образования администрации города «Об утверждении положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Нарьян-Мара» прокуратурой округа руководителю Управления образования города принесен протест, в адрес главы администрации города Нарьян-Мара внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения закона. Кроме этого в Совет городского округа «Город Нарьян-Мар» принесен протест на отдельный пункт Положения «Об управлении образования, молодежной политики и спорта администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар». Внесенные прокурором в администрацию города акты реагирования рассмотрены на совместном совещании с участием представителя прокуратуры, по итогам которого оспоренный приказ отменен. Администрацией города готовится проект нового нормативного правового акта. Советом городского округа подготовлен проект решения о внесении изменений в положение «Об управлении образования, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в соответствии с которым из полномочий управления образования исключена функция по установлению порядка приема детей в муниципальные образовательные учреждения. Указанный проект будет рассмотрен на ближайшей сессии.

Руководители коммунальных служб предостережены о недопустимости срыва подготовки объектов ЖКХ к зиме

Прокуратурой округа при проведении проверки готовности Ненецкого АО к отопительному сезону 2009-2010 года установлено, что не все коммунальные службы города провели работы по подготовке объектов ЖКХ к зиме. Действующее законодательство обязывает руководителей управляющих организаций в срок до 01 сентября соответствующего года завершить все работы по подготовке к эксплуатации многоквартирных домов в зимних условиях, подготовить паспорта их готовности. Проверкой установлено, что по состоянию на 17.08.09 руководством МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» паспорта готовности домов, находящихся под управлением предприятия, подготовлены не в полном объёме. Данное обстоятельство послужило поводом обратить внимание руководителя МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» на недопустимость нарушения жилищного законодательства. 17.08.09 директор указанного предприятия предостережён о недопустимости нарушения закона. По аналогичным основаниям заместителем прокурора округа 27.08.09 объявлено предостережение о недопустимости нарушения жилищных прав граждан директору Нарьян-Марского муниципального унитарного предприятия объединённых котельных и тепловых сетей. На данном предприятии на момент проведения проверки не проведена работа по составлению актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов котельных. В соответствии с требованиями действующего законодательства указанные акты также должны быть подготовлены в срок до 01.09.09. Приняты ли указанными руководителями меры к недопущению нарушений закона, прокуратура округа проверит в порядке контроля.

Проведена проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования на лекарственные препараты

В соответствии с нормами действующего законодательства торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 26.05.2009 приказом Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа № 5 установлены предельные розничные надбавки на лекарственные средства, как включенные, так и не включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Этим же приказом отменены ранее установленные предельные размеры надбавок. Таким образом, произошло уменьшение предельного размера торговых надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского характера на 20 %, что вызвано складывающейся в Российской Федерации и в Ненецком автономном округе в частности экономической ситуацией. Проверкой установлено, что по состоянию на 01.08.2009 требования законодательства о ценообразовании не во всех случаях соблюдаются двумя хозяйствующими субъектами, осуществляющими фармацевтическую деятельность. Торговые надбавки, применяемые ими при формировании цен на лекарственные средства, как включенные в Перечень ЖНВЛС, так и не включенные в данный Перечень, превышают установленные Комитетом предельные размеры. 10.08.2009 на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере экономики, проведенном с участием представителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих фармацевтическую деятельность, обсуждены результаты проверки. Обращено внимание представителей предпринимательской среды на беспрекословное соблюдение требований закона при формировании цен на лекарственные препараты. В адрес лиц, допустивших нарушение законодательства при формировании цен на лекарственные препараты, внесены представления. Также в отношении данных лиц возбуждены производства об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы направлены для рассмотрения в Комитет по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа. В результате принятых прокуратурой мер цены на лекарственные средства приведены в соответствие с законом.

29.06.2009 в прокуратуре Ненецкого автономного округа состоялось расширенное заседание рабочих групп по надзору за соблюдением трудового законодательства и противодействию правонарушениям с сфере экономики

         29.06.2009 в прокуратуре Ненецкого автономного округа состоялось расширенное заседание рабочих групп по надзору за соблюдением трудового законодательства и противодействию правонарушениям с сфере экономики, на которое были приглашены представители от администраций округа, МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», МО «Городское поселение «Рабочий поселок Искателей», контролирующие и надзирающие органы, а также непосредственно руководители и главные бухгалтера организаций, имеющих задолженность по заработной плате перед работниками.
         Причиной проведения такого заседания явился резкий рост задолженности по заработной плате перед работниками, которая по состоянию на 21.06.2009 образовалась в 6 организациях округа в общей сумме 49 504, 2 тыс. руб., не включая транспортные организации, надзор за исполнением законов в которых является компетенцией Архангельской транспортной прокуратуры.
        На заседании были заслушены объяснения руководителей МУП «Нарьян-Марское автотранспортное предприятие», МУП «Объединенных котельных и тепловых сетей», ОАО «Нарьян-Марстрой», Искательского МУП «Посжилкомсервис», МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию», ООО «Нарьян-Марторг» о причинах образования задолженности по заработной плате. Отмечено, что одной из таких причин является ненадлежащее исполнение органами государственной власти Архангельской области полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности Мо «Городской округ «Город Нарьян-Мар», в результате чего в бюджет города не поступило необходимое количество денежных средств, которые могли быть направлены на погашение долгов, в том числе по заработной плате перед работниками муниципальных унитарных предприятий.
        По итогам заседания прокурором округа в адрес главы администрации Архангельской области внесено представление с требованием устранить нарушения бюджетного законодательства. Работодатели предупреждены о недопустимости нарушений ими трудовых прав работников на оплату труда, которые могут повлечь для них негативные правовые последствия, вплоть до административной дисквалификации или уголовного преследования. Уже на момент заседания о погашении задолженности по зарплате в полном объеме сообщили руководители МУП «Нарьян-Марское автотранспортное предприятие» в сумме 6 900 тыс. руб., ОАО «Нарьян-Марстрой» в сумме 24 175 тыс. руб., Искательское МУП «Посжилкомсервис» в сумме 2 703, 2 тыс. руб. На следующий день после заседания произошло существенное снижение суммы задолженности по зарплате в МУП «Объединенных котельных и тепловых сетей» с 7 755 тыс. руб. до 2 115 тыс. руб. Кроме того, 200 тыс. руб. выплачено работникам ООО «Нарьян-Марторг».         По состоянию на 30.06.2009 задолженность по начисленной, но невыплаченной работникам заработной плате, продолжает существовать в 3 организациях, надзор за которыми осуществляет прокуратура округа, а именно в ООО «Нарьян-Марторг», МУП «Объединенных котельных и тепловых сетей» и МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию» в общей сумме 9 837 тыс. руб. В данных организациях в настоящее время прокуратура проводит проверку.

Разработаны и внесены в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа проекты законов

        В связи с принятием Федерального закона от 28.04.2009 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», наделившего субъекты Российской Федерации полномочиями по принятию законов, устанавливающих меры защиты детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, прокуратурой Ненецкого автономного округа разработаны и 30.06.2009 внесены в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа проекты законов «О мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Ненецком автономном округе», «О внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа «Об административных правонарушениях».         Законопроектами предлагается установить меры, определяющие ограничение пребывания лиц, не достигших возраста 18 лет, в местах, негативно влияющих на их развитие, и нормативы распространения продукции, не рекомендуемой для пользования детям. Также предлагается установить административную ответственность за несоблюдение данных требований.
       Администрации Ненецкого автономного округа предложено в дальнейшем участвовать в совместной с прокуратурой округа работе над данными законопроектами в процессе их принятия Собранием депутатов округа.

Принесен протест на абзацы 1, 4 статьи 6 Устава Ненецкого автономного округа, которые содержат положения, противоречащие федеральному законодательству.

Прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка соответствия федеральному законодательству положений Устава Ненецкого автономного округа. Согласно положениям статьи 6 Устава Ненецкого автономного округа народ округа осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления округа. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В то же время Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия субъектов Российской Федерации, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением, а с волеизъявлением многонационального народа – носителя и единственного источника власти в Российской Федерации. Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерации воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов. Таким образом, установив в Уставе Ненецкого автономного округа положения о том, что «народ округа» осуществляет свою власть …», законодатель исключил тем самым, что источником власти на территории Российской Федерации, включая территорию Ненецкого автономного округа, является многонациональный народ Российской Федерации. Кроме того, формулировка абзаца 4 статьи 6 Устава препятствует реализации жителями Ненецкого автономного округа, находящимися за его пределами, права на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, поскольку в силу части 4 статьи 4 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 №67-ФЗ пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в избирательном округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. В целях приведения положений Устава Ненецкого автономного округа в соответствие с федеральным законодательством окружной прокуратурой принесен протест.