2009

Прокуратурой выявлены нарушения жилищного законодательства

11 ноября 2009 года прокуратурой округа главе администрации МО «Городской поселение «Рабочий поселок Искателей» внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Поверкой, проведенной по обращению гр-ки Г., установлено, что её семья с 2008 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий п. Искателей. В семье есть ребенок – инвалид, страдающий одним из указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства от 16.06.2006 № 378. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ таким гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Непринятие администрацией поселка мер по обеспечению семьи гр-ки Г. жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке и послужило основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Разъяснение законодательства. Отдельные положения закона РФ «О занятости населения в РФ» признаны не соответствующими Конституции РФ

       22 октября 2009 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ».
      Указанные положения устанавливали различные правила начисления пособия по безработице и назначения трудовой пенсии по старости за два года до достижения пенсионного возраста для граждан, уволенных из организаций, и граждан, работавших до увольнения по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем. Так, согласно действующему законодательству, граждане, уволенные из организаций, могут претендовать на пособие по безработице в размере до 75 процентов от зарплаты. Гражданам, чьими работодателями являлись индивидуальные предприниматели, размер пособия по безработице начисляется минимальный (в данное время 850 рублей в месяц) и им не предоставляется право досрочного оформления пенсии.  
     Конституционный суд пришел к выводу о том, что положения Закона РФ «О занятости населения в РФ», допускающие дифференциацию прав граждан на получение пособия по безработице и на назначение пенсии, основанные исключительно на том, с каким работодателем они состояли в трудовых отношениях, противоречат Конституции РФ. Положения, признанные Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу с введением в действие нового правового регулирования, которое надлежит выработать федеральному законодателю.


Приоритетные национальные проекты - под надзором прокуратуры округа

Подведены итоги работы прокуратуры Ненецкого автономного округа по надзору за исполнением законодательства в сфере реализации приоритетных национальных проектов за 9 месяцев 2009 года. Выявлено 110 нарушений закона, в целях их устранения внесено 24 представления, по результатам рассмотрения которых 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Возбуждено 20 дел об административных правонарушениях, по материалам прокурорской проверки возбуждено одно уголовное дело. Наибольшее количество нарушений закона (82) выявлено при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», при реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 15, «Развитие агропромышленного комплекса» - 9, «Образование» - 4. Нарушения законодательства, выявленные в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» касались вопросов лицензирования медицинской деятельности муниципальных больниц, недостаточного финансирования из бюджета Архангельской области расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения Ненецкого автономного округа, ненадлежащего исполнения органами государственной власти округа обязанности по доведению денежных средств, выделенных на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельшердско-акушерских пунктов, врачам, медицинским сестрам. В сфере реализации приоритетного национального проекта «Образование» администрацией МО «Городской округ «г. Нарьян-Мар» допускались нарушения сроков представления сведений о заключенных муниципальных контрактах, а также сроков рассмотрения и оценки котировочных заявок. При проверке законности получения и расходования субсидий, выделяемых на финансирование приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» прокуратурой установлено, что председатель одного из окружных сельскохозяйственных производственных кооперативов, получив субсидию, перевел эти денежные средства на счет другого созданного им предприятия. У СПК имелась задолженность по налогам, а председатель СПК таким образом пытался уклониться от уплаты налоговой недоимки. По результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 199.2 УК РФ. При реализации данного приоритетного национального проекта выявлены также нарушения закона, связанные с непредоставлением из областного бюджета субсидий на осуществление государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства на территории Ненецкого автономного округа. Выявленные прокуратурой округа нарушения законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» касались вопросов расселения граждан, проживающих в аварийных домах, а также утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в муниципальных образованиях «Тиманский сельсовет», «Канинский сельсовет», «Малоземельский сельсовет», «Андегский сельсовет» и других.

Разъяснение законодательства. Пленумом Верховного Суда РФ даны разъяснения по вопросам применения законодательства о противодействии коррупции

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16.10.2009 № 19 внимание судов обращено на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Пленумом Верховного Суда РФ определены критерии должностных лиц, подлежащих уголовной ответственности. К таковым, в частности, отнесены лица, обладающие полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Также указанным постановлением судам предложено квалифицировать как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения (например, выдача водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направлением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица. Напротив, уголовная ответственность за превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение оружие в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. В прокуратуре Ненецкого автономного округа надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений деятельности. С заявлением о нарушении законодательства в данной сфере можно обращаться в окружную прокуратуру.

Принудительное исполнение судебных решений об обязании администраций муниципальных образований «Муниципальный район «Заполярный район» и «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принять меры по организации сбора и вывоза отходов

9 ноября 2009 года отделом Службы судебных приставов по Ненецкому автономному округу возбуждены исполнительные производства об обязании администраций муниципальных образований «Муниципальный район «Заполярный район» и «Городской округ «Город Нарьян-Мар» принять меры по организации сбора и вывоза отходов с мест их несанкционированного размещения. Напомним, что с этими требованиями прокурор Ненецкого автономного округа еще летом текущего года обратился в Нарьян-Марский городской суд. Суд удовлетворил исковые требования прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц - жителей данных муниципальных образований, и обязал администрацию города в течение трех, а администрацию района - в течение двух лет с момента вступления решений суда в законную силу организовать утилизацию и переработку промышленных и бытовых отходов, вывозимых с территории г. Нарьян-Мара и п. Искателей.

Разъяснение законодательства. Изменен порядок принятия решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении на нем рекламных конструкций

Федеральным законом от 27.09.2009 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и ст. 19 Федерального закона «О рекламе» изменен порядок принятия решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении на нем рекламных конструкций. Принятие решения о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. До внесения этих изменений в ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме могло принимать решение о «передаче в пользование» общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений также принимает решение об определении лиц, которые от имени собственников помещений уполномочены за заключение договоров об использовании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания. Решение об определении лиц, уполномоченных на заключение договоров, должно при¬ниматься также большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. В связи с указанными изменениями в компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме из компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья исключено принятие ре¬шений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в много¬квартирном доме.

Пособие по уходу за ребенком должно выплачиваться в срок

Прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка по обращению гр-ки М. о нарушениях требований трудового законодательства РФ и законодательства РФ о государственных пособиях. Установлено, что М., после рождения ребенка подано заявление о предоставления ей отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Однако приказом руководителя отпуск по уходу за ребенком ей был предоставлен лишь на 4 месяца. Кроме того, в нарушение трудового законодательства по состоянию на 01.10.2009 предприятие задолжало М. пособие по уходу за ребенком на сумму свыше 20 000 рублей. Согласно ч. 1 ст. 256 Трудового кодекса РФ по заявлению женщины работодатель обязан предоставить ей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом отпуск по данному основанию может быть использован женщиной частично. Установленный в приказе четырехмесячный период отпуска М. не соответствует требованиям закона. В соответствии с п. 47 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865, ежемесячное пособие по уходу за ребенком матерям, осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Частью 6 ст. 136 ТК РФ установлено, что заработная плата должна выплачиваться работникам не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. В нарушение данной нормы выплата заработной платы работникам организации производилась один раз в месяц – 20 числа каждого месяца за истекший месяц работы. По результатам проверки на противоречащий законодательству приказ о предоставлении М. отпуска по уходу за ребенком прокурором округа принесен протест, внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, а в отношении самой организации и её руководителя возбуждены производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение законодательства о труде).

За нарушение градостроительного законодательства – административный штраф

Прокуратурой Ненецкого автономного округа проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства при строительстве здания в районе д. 44 по ул. 60 лет Октября г. Нарьян-Мара. Установлено, что строительство данного объекта недвижимости осуществляет предприниматель Н. При производстве работ по возведению объекта выявлено нарушение п. 6.2.2. СНиП 12-03-2001, принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.07.2001 №80, - производственные территории и участки строительных работ не ограждены, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Кроме того, истек срок действия разрешения на строительство данного объекта недвижимости, а нового разрешения предпринимателем Н. не получено. По результатам проверки прокурором округа в отношении предпринимателя Н. вынесено постановление о возбуждении производства об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ – нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий), и ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ – строительство объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Материалы проверки направлены для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию по строительному надзору и жилищному контролю НАО. 30.10.2009 административные материалы рассмотрены государственной инспекции по строительному надзору и жилищному контролю Ненецкого АО, на предпринимателя наложены штрафы на общую сумму 25 000 рублей.

Отдельные положения закона РФ «О занятости населения в РФ» признаны не соответствующими Конституции РФ

22 октября 2009 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона РФ «О занятости населения в РФ». Указанные положения устанавливали различные правила начисления пособия по безработице и назначения трудовой пенсии по старости за два года до достижения пенсионного возраста для граждан, уволенных из организаций, и граждан, работавших до увольнения по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем. Так, согласно действующему законодательству, граждане, уволенные из организаций, могут претендовать на пособие по безработице в размере до 75 процентов от зарплаты. Гражданам, чьими работодателями являлись индивидуальные предприниматели, размер пособия по безработице начисляется минимальный (в данное время 850 рублей в месяц) и им не предоставляется право досрочного оформления пенсии. Конституционный суд пришел к выводу о том, что положения Закона РФ «О занятости населения в РФ», допускающие дифференциацию прав граждан на получение пособия по безработице и на назначение пенсии, основанные исключительно на том, с каким работодателем они состояли в трудовых отношениях, противоречат Конституции РФ. Положения, признанные Конституционным Судом РФ противоречащими Конституции РФ, утрачивают силу с введением в действие нового правового регулирования, которое надлежит выработать федеральному законодателю.

По результатам прокурорской проверки коммерческая организация привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 800 000 рублей

            Прокуратурой округа по результатам проверки акционерного общества, использующего иностранную рабочую силу, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ (Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности).

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ установлены ограничения для приема на работу иностранных граждан на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, а также на занятие иной деятельностью, допуск иностранных граждан к которой ограничен федеральным законом. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть приняты на работу, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2002 № 755.

 Требования указанных правовых актов распространяются и на деятельность проверенного прокуратурой общества, которым осуществлялась эксплуатация, хранение и транспортировка радиационно-опасных материалов и изделий.

 В нарушение действующего законодательства трудовую деятельность в Обществе осуществляли граждане Украины.

 По постановлению прокурора округа 29.10.2009 отделом Федеральной миграционной службы по Ненецкому автономному округу Общество  привлечено к административной ответственности.