2008

Состояние надзора за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, а также эффективность работы контролирующих органов по выявлению правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса рассмотрены на заседании коллегии прокуратуры округа

Состояние надзора за расследованием уголовных дел коррупционной направленности, а также эффективность работы контролирующих органов по выявлению правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса рассмотрены на заседании коллегии прокуратуры Ненецкого автономного округа. 01.12.08 состоялось заседание коллегии прокуратуры Ненецкого автономного округа, на котором наряду с иными вопросами, дана оценка состоянию прокурорского надзора за законностью процессуальных решений по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности, а также деятельности контролирующих органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере топливно-энергетического комплекса. В истекшем периоде 2008 года на территории округа зарегистрировано 11 сообщений о преступлениях коррупционной направленности, возбуждено 5 уголовных дел. Количество возбужденных уголовных дел данной категории неуклонно снижается. В 2006 году органами предварительного следствия возбуждено 15 уголовных дел, в 2007 году – 9 дел, в истекшем периоде 2008 года – 5. На коллегии отмечено, что до сих пор не изжиты факты принятия правоохранительными органами незаконных решений как при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, так и при принятии решения о прекращении уголовного дела. В 9 раз увеличилось число отмененных прокурором постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Имеет место факт, когда прокурор по одному и тому же уголовному делу трижды отменял постановление о его прекращении. В адрес некоторых руководителей правоохранительных органов округа прокурором внесены представления с требованием устранить выявленные нарушения и принять меры по их недопущению впредь. По результатам обсуждения выработаны конкретные меры по улучшению качества работы органов представительного следствия, а также по повышению эффективности взаимодействия правоохранительных органов округа. Прокуратурой округа проведена определенная работа по выявлению нарушений закона в сфере топливно-энергетического комплекса. В 2007-2008 годах проведены проверки эффективности деятельности Управления Росприроднадзора по НАО, Отделов по технологическому и экологическому надзору Печорского межрегионального управления Ростехнадзора, в том числе полноты и законности принимаемых указанными органами мер по обеспечению соблюдения предприятиями - недропользователями условий лицензирования. В 2008 году выявлено 17 нарушений в деятельности контролирующих органов, столько же было выявлено и в прошлом году. Внесено 4 представления об устранении нарушений закона (за АППГ – 2). Наиболее характерными нарушениями является несвоевременное принятие мер к предприятиям-нарушителям, отсутствие должного контроля за исполнением выданных предписаний. Не всегда контролирующими органами соблюдаются требования законодательства об административных правонарушениях, что позволяет нарушителям избежать ответственности. Зачастую контролирующими органами материалы проверок несвоевременно направляются в прокуратуру округа. За истекший период 2008 года в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ разрешено 27 сообщений о преступлениях в сфере ТЭК. Из них по 22 принято решение о возбуждении уголовных дел и по 5 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Предварительное расследование по уголовным дела о преступлениях, совершенных в сфере ТЭК, не смотря на принимаемые прокуратурой округа меры реагирования, продолжает оставаться на крайне низком уровне. По результатам изучения уголовных дел данной категории, находящихся в производстве СО при УВД по Ненецкому АО, прокурором внесено 14 требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия. Все требования прокурора рассмотрены и удовлетворены. Практика показывает, что эффективность в работе правоохранительных органов возможна только тогда, когда налажено взаимодействие и обмен информацией не только между собой, но и с органами власти всех уровней, природоохранными и иными контролирующими органами, общественностью. Именно взаимодействие позволяет добиваться больших успехов при меньших затратах сил и средств.

По факту убийства в психо-наркологическом отделении больницы возбуждено уголовное дело.

21 ноября 2008 года около 9 часов гражданин Б. на почве ссоры со своей сожительницей С., вооружившись дробовым ружьем, пришел к месту ее работы в здание психо-наркологического отделения ОГУЗ «Ненецкая окружная больница». Войдя в здание, он произвел выстрел в С. Подоспевшие на шум работники отделения попытались пресечь противоправные действия Б., при этом Б. выстрелил в двоих из них. От полученных огнестрельных ранений один человек скончался на месте, гр-ка С. и второй работник отделения получили ранения и доставлены в реанимационное отделение окружной больницы. Следственным отделом по НАО Следственного Управления СК при прокуратуре РФ по Архангельской области и НАО по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных ч.1 ст.105 и ч.3 ст.30, п. «а» ч.2 ст.105 УК РФ. Подозреваемый Б. задержан. В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на сбор и закрепление доказательств.

Проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций ЖКХ.

Прокуратурой Ненецкого автономного округа в ноябре 2008 года проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на электрическую и тепловую энергию, на товары и услуги организаций жилищно-коммунального комплекса. Установлено, что в нарушение п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.04 № 210-ФЗ, п. 13 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.08 № 520, органами местного самоуправления МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», «Поселок Амдерма», «Рабочий поселок Искателей», «Пешский сельсовет», «Приморско-Куйский сельсовет» указанные тарифы устанавливались не своевременно. Прокурором округа опротестовано решение Совета депутатов МО «Малоземельский сельсовет» «Об утверждении нормативов потребления твердого топлива на территории МО «Малоземельский сельсовет» на 2009-2011 годы» от 23.09.08 № 3, которое не соответствует требованиям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.09.06 № 307. По всем выявленным фактам прокурором округа приняты меры реагирования, в МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», «Поселок Амдерма», «Рабочий поселок Искателей», «Пешский сельсовет», «Приморско-Куйский сельсовет» внесены представления об устранении нарушений. Следует отметить, что нарушения указанного законодательства выявлялись прокуратурой округа и ранее. Так, в 2007 году по инициативе прокуратуры округа МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п. Искателей» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ (завышение регулируемых государством цен (тарифов) на товары либо услуги). На предприятие наложен штраф в размере 400 минимальных размеров оплаты труда (40 000 рублей). В нарушение постановления администрации МО «Рабочий поселок Искателей» «Об изменении платежей граждан за жилое помещение и коммунальные услуги с 01.01.07 в МО «Городское поседение «Рабочий поселок Искателей» от 13.12.06 № 594, оплата жилищно-коммунальных услуг в феврале и марте 2007 года рассчитывалась для населения по тарифам, утвержденным и.о. директора МУП «Служба Заказчика по ЖКУ п. Искателей» с превышением предельных индексов роста коммунальных платежей, установленных для Ненецкого автономного округа. Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой и в муниципальных образованиях «Тельвисочный сельсовет», «Пешский сельсовет», «Поселок Амдерма». После вмешательства прокуратуры незаконные правовые акты данных органов местного самоуправления были отменены.

Прокуратурой округа проведена проверка законности действий администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по сносу ветхих строений.

Прокуратурой Ненецкого АО по обращению гражданки Б. проведена проверка законности действий администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по сносу ветхих строений. В обращении заявитель выражает свое несогласие с действиями администрации по сносу деревянного двухэтажного строения, расположенного рядом с её домом и используемого для складирования вещей. Проверкой установлено, что изначально указанные строения предназначались для хранения дров. В настоящее время дом, в котором проживает заявитель, подключен к централизованной системе отопления. В этой связи помещения, предназначенные для хранения дров, утратили в настоящий момент своё функциональное назначение. Кроме того, указанные постройки угрожают пожарной безопасности граждан. Их физическое состояние не отвечает требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Фундаменты, стены, крыши строений находятся в полусгнившем состоянии, произошла деформация построек и не исключена вероятность их самопроизвольного разрушения. К хозяйственным постройкам пристроены внеплановые строения, что нарушает правила содержания и возможность благоустройства дворовой территории. Неудовлетворительное санитарное состояние хозяйственных построек создаёт условия для заселения их грызунами и угрозу возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней. При изложенных обстоятельствах, нет оснований для признания действия администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по сносу деревянных построек неправомерными. Снос таких строений не противоречит требованиям действующего законодательства.

За нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» привлечено к административной ответственности.

Прокуратурой округа в связи с началом отопительного сезона проведена проверка деятельности МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» (далее – МУП) по оказанию предприятием коммунальных услуг гражданам. Одним из требований к предоставлению коммунальных услуг является бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (п. 9 Правил). В соответствии с п. 12 Правил начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 Cо в течение 5 суток подряд. Постановлением администрации МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 20.08.08 № 1328 определена дата начала отопительного периода на территории городского округа - 20.08.08. В соответствии с п. 14 раздела 6 «Отопление» приложения 1 к Правилам допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 Со до нормативной; не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 Со до 12 Со; не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 Со до 10 Со. В нарушение указанных предписаний МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» лишило отопления во время отопительного сезона 40 жильцов дома № 26 по ул. Ленина в период времени с 21.08.08 по 27.09.08, 34 жильцов дома № 22 по ул. Южная в период времени с 22.08.08 по 12.09.08, 38 жильцов дома № 11 по ул. Октябрьская в период времени с 29.08.08 по 01.10.08, а также 65 жильцов дома № 2 по ул. Ненецкая в период времени с 25.08.08 по 15.09.08. Действия МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение режима обеспечения населения коммунальными услугами. В этой связи прокурором округа вынесено 4 постановления о возбуждении производства об административных правонарушениях. По результатам их рассмотрения МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» привлечено к административной ответственности, наложен штраф на общую сумму 30 тыс.рублей. Кроме того, директору МУП «Служба Заказчика по ЖКУ г. Нарьян-Мара» внесено представление об устранении допущенных нарушений.

За призывы к насилию над лицами кавказских национальностей осужден житель Ненецкого АО Курбанов Д.М.

За призывы к насилию над лицами кавказских национальностей осужден житель Ненецкого АО Курбанов Д.М. Пользуясь негативным отношением некоторых граждан к указанной категории лиц, гр-н Курбанов Д.М. попытался организовать массовые беспорядки, призывая к избиению лиц неславянской внешности. В Ненецком АО проживает много людей, прибывших из Средней Азии и Кавказа в округ для работы на строящихся объектах недвижимости. В результате своевременного принятия прокуратурой и правоохранительными органами округа мер по пресечению незаконной деятельности Курбанов Д.М., массовые беспорядки удалось предотвратить. Установлено, что 7 октября 2007 года в дневное время в районе остановки общественного транспорта в п. Искателей Ненецкого АО собралось около 150 человек, агрессивно настроенных по отношению к выходцам из Средней Азии и Кавказа. Причиной негодования послужили ничем не подтвержденные слухи, распространенные неустановленными лицами, о якобы имевших место изнасилованиях. Вечером этого же дня Курбанов Д.М., находясь в салоне автобуса, активно призывал присутствующих граждан к насилию над лицами неславянской внешности, открыто агитируя присутствующих проехать к месту их жительства и там избить. Однако довести свой преступный умысел до конца ранее судимый Курбанов Д.М. не смог, автобус был остановлен сотрудниками милиции. В отношении Курбанова Д.М. возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 212 УК РФ (призывы к насилию над гражданами). Суд согласился с позицией прокурора. Нарьян-Марским городским судом 29 сентября 2008 года Курбанов Д.М. приговорен к полутора годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. По результатам рассмотрения дела 11 ноября 2008 года в кассационной инстанции приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу.

Прокуратурой округа проведена проверка соблюдения трудового законодательства.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому АО в сентябре 2008 года произошел значительный рост задолженности по начисленной, но не выплаченной заработной плате. В этой связи в октябре 2008 года прокуратурой округа проведена проверка соблюдения трудового законодательства на некоторых предприятиях. Проверкой установлено, что в ООО «Варанедейнефтегазстрой» имелась задолженность по зарплате на общую сумму 9 500 490 руб. 95 коп., компенсация, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, работникам не начислялась и не выплачивалась. В ООО «Нарьян-Марторг» выявлены аналогичные нарушения, задолженность по зарплате здесь составляла 1 986 705 руб. 19 коп. В ОАО «Амдерминский морской торговый порт» образовалась задолженность в размере 1 017 тыс. руб. Часть 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. В отношении организаций-должников прокуратурой округа возбуждено 3 производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. По результатам рассмотрения ООО «Варанедейнефтегазстрой», ООО «Нарьян-Марторг», привлечены к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 100 тыс. руб., материалы в отношении ОАО «Амдерминский морской торговый порт» находятся в стадии рассмотрения. Кроме того, в адрес руководителей данных организаций прокурором округа внесены представления об устранении допущенных нарушений закона о труде. В целях недопущения подобных нарушений впредь руководителям организаций объявлены предостережение о недопустимости нарушений прав граждан на своевременное получение заработной платы. По состоянию на 01.11.2008 общая сумма задолженности по зарплате в округе составляет около 1 млн. руб. и имеется только в одной организации – ОАО «Амдерминский морской торговый порт», сохраняющего задолженность по заработной плате исключительно перед административно-управленческим персоналом организации (генеральным директором общества, главным бухгалтером, и.о. бухгалтера, главным инженером). О действенности принятых прокуратурой мер свидетельствует тот факт, что в октябре- ноябре 2008 года удалось ликвидировать имеющуюся в организациях округа задолженность по заработной плате на общую сумму более чем 11, 5 млн. руб.

За жестокое обращение с животными привлечен к уголовной ответственности житель г. Нарьян-Мара.

За жестокое обращение с животным привлечен к уголовной ответственности гражданин Лаптандер Н.П. В декабре 2007 года Лаптандер, находясь в состоянии опьянения, используя малозначительный повод, из хулиганских побуждений задушил кошку по кличке «Мотя», принадлежащую его сожительнице. Свидетельницей убийства животного стала соседка, которая видела, как Лаптандер наступил на горло кошке, а после того как «Мотя» перестала подавать признаки жизни, выбросил труп в мусорный контейнер. Суд признал Лаптандер виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 245 УК РФ и назначил ему наказание в виде 9 месяцев исправительных работ с удержанием 5 % заработка в доход государства.

Выявлены многочисленные нарушения законодательства о муниципальной службе.

Прокуратурой Ненецкого автономного округа в 14 окружных муниципальных образованиях - поселениях проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок прохождения муниципальной службы. Нарушения данного законодательства выявлены во всех проверенных поселениях и носят массовый характер. Наиболее распространено несоблюдение ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.07 № 25-ФЗ. В личных делах большинства муниципальных служащих отсутствуют заявления с просьбой о поступлении на муниципальную службу, копии паспортов, документов об образовании, страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования, свидетельств о постановке на налоговый учёт, а также декларации о доходах и имуществе служащих за 2006 и 2007 годы. Нет медицинских справок об отсутствии заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную службу. В администрации МО «Хорей-Верский сельсовет» личные дела муниципальных служащих вообще не заведены. В нарушение требований п.п. 4, 5 указа Президента Российской Федерации «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» от 15.05.97 № 484 многими муниципальными служащими в кадровые службы органов местного самоуправления не подавались справки о соблюдении ограничений, связанных с замещением должности муниципальной службы, а также декларации о доходах и имуществе за 2006-2007 годы. Во многих муниципальных образованиях игнорируются положения ст. 7 окружного закона «О муниципальной службе в Ненецком автономном округе» от 24.10.07 № 140-ОЗ, касающиеся квалификационных требований к образованию и стажу по должностям муниципальной службы («Андегский сельсовет», «Великовисочный сельсовет», «Малоземельский сельсовет», «Пустозерский сельсовет», «Омский сельсовет», «Пешский сельсовет», «Тельвисочный сельсовет», «Хорей-Верский сельсовет»). Допускаются нарушения сроков проведения аттестаций муниципальных служащих на соответствие занимаемой должности («Юшарский сельсовет», «Приморско-Куйский сельсовет», «Хорей-Верский сельсовет»). В ряде поселений выявлено завышение размеров должностных окладов муниципальных служащих в сравнении с предельными размерами окладов, определяемых на основании норм федерального и окружного законодательства («Юшарский сельсовет», «Приморско-Куйский сельсовет»). В муниципальном образовании «Тельвисочный сельсовет» нарушались требования п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ, согласно которому гражданин не может быть принят на муниципальную службу в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальными служащими, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. По результатам проверки главам муниципальных образований и администраций муниципальных образований прокуратурой округа внесено 13 представлений об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. Часть представлений уже рассмотрена с принятием мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь.

Прокуратурой округа выработаны определенные меры по усилению борьбы с налоговыми преступлениями в Ненецком АО.

30 октября 2008 года состоялось координационное совещание руководителей правоохранительных органов Ненецкого АО посвященное вопросам борьбы с налоговыми преступлениями. В докладе первого заместителя прокурора округа Леин В.Г. отмечено, что работа на данном направлении осуществляется недостаточно эффективно. Меры, принимаемые правоохранительными органами по выявлению и пресечению преступлений данной категории, не соответствуют существующему на территории округа уровню и масштабам неисполнения предприятиями и организациями налогового законодательства. Требует усовершенствования и действующая система взаимодействия с территориальными органами Федеральной налоговой службы. Остается низким качество расследования уголовных дел указанной категории. Не изжиты факты волокиты, принятия незаконных решений о приостановлении предварительного следствия. По итогам совещания в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов Ненецкого АО в сфере выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений разработан комплекс дополнительных мер. Продажа автомобилей в городе пыть-ях в интернете на сайте www.pyt-yah.ru