Нужны жесткие меры Выпуск № 1 (20490) от 12 января 2017 г.

 

В сложной экономической ситуации одной из главных задач прокуратуры является надзор за эффективным расходованием бюджетных средств. Об этом мы беседуем с заместителем прокурора НАО Андреем Пановым. В конце прошлого года он вместе с руководством округа побывал с рабочей поездкой в поселке Индига, где на месте ознакомился с состоянием дел на строительстве школы. Мы попросили его рассказать о результатах проверки.

– Андрей Александрович, школа в Индиге – это один из долгостроев на территории Заполярного района. Почему выбор пал именно на нее?
– Действительно, мы еще раз проанализировали ситуацию со значительным нарушением сроков ввода строительных объектов в регионе и пришли к выводу, что она не становится лучше. Всего в округе 35 недостроенных объектов, в этих стройках заморожены 4,5 миллиарда рублей – огромные деньги, которые уже могли бы стать школами, детскими садами, спортивными и культурными учреждениями, жилыми домами. Это прямое нарушение прав наших граждан.
Эту важную проблему в конце ноября мы обсуждали на оперативном заседании под руководством прокурора Николая Егорова, в котором участвовали представители правоохранительных и контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Проблема эта очень важна для всех, и прокуратура должна внести в ее решение свой вклад – проверить долгострои, выявить причину нарушения законодательства, привлечь виновных к дисциплинарным взысканиям, административной ответственности, а при наличии оснований – и к уголовной ответственности.
Начать проверки мы решили с важных социальных объектов – строительства школ в Красном, Нижней Пеше, Харуте, Тельвиске и Индиге, где ситуация вызывает самые большие опасения. Хотим не только анализировать документы, но и оценить ситуацию на месте.
– В Тельвиске, как докладывают строители, проблем нет. Почему будете проверять и этот объект?
– Как показывает практика, проблемы выявляются уже на стадии государственной приемки, когда из-за несоответствия проекту или по причине некачественно выполненной работы комиссия не принимает уже построенное здание. В качестве примера можно привести почти построенную школу в Красном, которую уже больше года не могут сдать из-за недоделок. Чтобы избежать такой ситуации, мы собираемся проверить и работу строителей, и то, как ее контролирует заказчик.
– Андрей Александрович, проблема долгостроев появилась не вчера, и о том, почему это происходит, уже говорилось не раз. Что должно измениться?
– Проблема, в самом деле, не новая. Определенные меры, чтобы ее решить принимались и раньше, но, как мы видим, они не приносят ощутимых результатов. В нынешней экономической ситуации назрела необходимость принимать достаточно жесткие меры прокурорского реагирования.
Как показал анализ представленных в прокуратуру документов, причины долгостроев примерно одни и те же. Это недобросовестные подрядчики, которые работают некачественно, с отступлением от проектов, а то и вовсе не приступают к работе.
И этому есть подтверждение. Прокуратурой округа, с выездом на место, проводилась проверка соблюдения законодательства при строительстве объекта «Спортивное сооружение с универсальным игровым залом» в поселке Амдерма. По ее результатам было установлено, что строительство осуществлялось с отступлением от проекта, использовались не только некачественные, но и бывшие в употреблении строительные материалы. Причина этого, в том числе, – отсутствие надлежащего контроля за производством работ со стороны МКУ ЗР «Северное». По фактам нарушений УМВД России по НАО возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 1 ст. 159 УК РФ.
Очень много вопросов к проектированию и проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации. И на эти вопросы мы обязательно получим ответы, выясним, как подписываются акты приемки работ, кем, выезжали ли на место будущего строительства специалисты, с чем они сверялись. Поскольку почти вся проектно-сметная документация готовилась архангельскими фирмами и там же производилась госэкспертиза, будем запрашивать областные организации. Если понадобится, проверочные мероприятия будем проводить во взаимодействии с нашими коллегами из прокуратуры Архангельской области.
– Каким должен быть результат ваших проверок?
– Проверка пяти объектов – это только начало большой работы. Мы конкретно рассмотрим каждую ситуацию и на основании проверок сделаем выводы по общей ситуации: почему так происходит, есть ли в этом определенная система, какие пробелы существуют в законодательстве и нормативной базе, где недорабатывают органы власти.
Мы хотим выявить слабые места, которые не позволяют эффективно строить на территории Ненецкого округа, и принять комплекс мер, чтобы исключить в дальнейшем такие случаи. А самое главное – нужно сделать все, чтобы достроить все эти объекты.

Алексей Руднев