Поставить заслон коррупции Выпуск № 71 (20416) от 9 июля 2016 г.

В прокуратуре НАО состоялось межведомственное совещание по вопросу «Анализ состояния работы и эффективности межведомственного взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с преступностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожного строительства, в том числе по противодействию фактам коррупции, хищению и нецелевому использованию бюджетных средств в данных сферах».

Полиция не справляется

В своем докладе начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью Александр Бинчуров подчеркнул, что в современных условиях необходимо создать системный контроль за расходованием бюджетных средств, что можно сделать только при взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов.

В то же время, результаты анализа эффективности межведомственного взаимодействия свидетельствуют о наличии существенных недостатков в его организации, что отрицательно сказывается на результативности. В 2015 году в округе зарегистрировано восемь преступлений, совершенных в сфере ЖКХ, из них семь выявлены в результате оперативно-разыскной деятельности сотрудниками регионального управления ФСБ России по Архангельской области, еще одно преступление выявлено прокуратурой округа в ходе проведения общенадзорной проверки. Все преступления связаны с незаконными действиями руководителей муниципальных предприятий и коммерческих организаций при заключении и исполнении контрактов на производство работ, оказания услуг в сфере ЖКХ.

В свою очередь деятельность сотрудников УМВД России по НАО по выявлению преступлений в анализируемой категории не выдерживает, по мнению прокурорских работников, никакой критики. За период с 2015-го по настоящее время по инициативе сотрудников полиции в округе не выявлено ни одного преступления в сфере ЖКХ. Более того, в текущем году прокуратура округа выявила три факта необоснованного отнесения преступлений к категории совершенных в сфере ЖКХ в целях снятия их с учета прокуратурой округа, в результате в адрес руководства УМВД внесены акты прокурорского реагирования.

Прокуратура округа выявила множество нарушений в работе сотрудников УМВД России по НАО при производстве доследственных проверок по сообщениям о преступлениях в сфере ЖКХ. Это – неоднократное принятие незаконных решений, волокита при производстве проверочных мероприятий, неполнота проводимых исследований. Кроме того, выявлялись факты ненадлежащего ведомственного контроля руководителями подразделений УМВД, за работой по данным материалам. Так, при нахождении в командировке сотрудника, в производстве которого находились материалы, проверка не проводилась, материалы другому сотруднику не передавались.

Особое внимание необходимо уделять своевременности возбуждения уголовных дел данной категории. К сожалению, результаты осуществления прокурорского надзора свидетельствуют, что даже внутри одного ведомства между подразделениями отсутствует взаимодействие в данном вопросе. Как правило, доследственные проверки проводятся сотрудниками подразделения по борьбе с экономическими преступлениями. Затем они передаются в органы следствия, а последние, обладая более богатым опытом именно в расследовании уголовных дел, лишь указывают на недостатки проверки и на необходимость проведения дополнительных проверочных мероприятий. Таким образом, затягиваются сроки проверок, и оперативные сотрудники принимают заведомо незаконные решения об отказе в возбуждении уголовных дел. Руководству УМВД необходимо обеспечить взаимодействие подразделений таким образом, чтобы они работали сообща с момента регистрации преступления.

Кроме того, руководству УМВД России по НАО до настоящего времени не удалось обеспечить исполнение требований законодательства об осуществлении уголовного судопроизводства в разумные сроки по таким делам. В производстве следственного отдела УМВД России по НАО находятся шесть уголовных дел в сфере ЖКХ и одно уголовное дело в сфере дорожного строительства, по которым уголовное расследование проводится уже не один год. Одно из них возбуждено еще в 2011 году.

Особое внимание следует уделить организации взаимодействия следственных органов и оперативных подразделений при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлениями, а также по установлению имущества, добытого преступным путем и подлежащего аресту в целях обеспечения исполнения приговоров. Так, ни по одному из дел, планируемых следственными органами в ближайшее время к направлению в суд, ущерб не возмещен, а имущество, на которое наложен арест в ходе следствия, недостаточно для его возмещения.

По-прежнему следователями допускаются нарушения уголовно-процессуального законодательства в ходе производства расследования, которые влекут возвращение уголовных дел прокурором для дополнительного расследования. Нарушения закона послужили основаниями для возвращения судом двух уголовных дел о преступлениях в сфере ЖКХ.

Нет взаимодействия правоохранительных органов с органами исполнительной власти, местного самоуправления и конт-ролирующими органами по выявлению преступлений данной категории. Заключенные соглашения выполняются формально или не выполняются вообще.

Правоохранители ненадлежащим образом относятся к проверке поступившей к ним информации о нарушениях, выявленных в ходе осуществления контроля в сфере ЖКХ. Так, в 2015 году в УМВД поступило шесть заявлений от и.о. директора ПОК и ТС с просьбой о проведении проверки деятельности руководителей управляющих организаций города, в результате деятельности которых перед предприятием образовалась многомиллионная задолженность, но до настоящего времени законное решение по указанным материалам не принято.

Лазейки для преступников

Несвоевременное выявление нарушений со стороны органов власти и контролирующих органов приводит к возможности совершения преступлений и уклонения от наказания, предусмотренного законом. Так, в результате ненадлежащего контроля со стороны представителей администрации Заполярного района стала возможной поставка в населенные пункты округа дизель-генераторов ненадлежащего качества, которая осуществлялась в течение нескольких лет. Дело имеет большой общественный резонанс.

Халатное отношение сотрудников администрации Нарьян-Мара к контролю за использованием управляющими компаниями субсидий в сфере ЖКХ позволило недобросовестным руководителям использовать их не по назначению. В результате этого ресурсоснабжающим организациям причинен многомиллионный ущерб.

Проблемные вопросы данной сферы деятельности регулярно обсуждаются на проводимых прокуратурой округа совещаниях, рабочих группах. Так, в прокуратуре создана межведомственная рабочая группа по выявлению и пресечению нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заседания которой проводятся ежеквартально. Проводятся заседания рабочей группы по вопросу задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями при участии представителей УМВД России по НАО, Федеральной службы судебных приставов России по НАО, налоговой инспекции, управления по государственному регулированию цен (тарифов) НАО, органов государственной власти округа, органов местного самоуправления, представителей ресурсных организаций, управляющих компаний. Результаты доводятся до сведения губернатора Ненецкого округа.

Прокуратура округа активно использует и другие меры координирующего характера, совместные проверки. Так, вместе со специалистами Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства проводились проверки эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в поселке Искателей и Нарьян-Маре, в ходе которых выявлялись факты внесения в проектно-сметную документацию двойных расчетов, непроведения отдельных видов работ или их ненадлежащее исполнение. При этом выяснилось, что органы местного самоуправления не принимали меры к устранению таких нарушений или взысканию неустойки.

Нужен постоянный контроль

В 2015 году прокурор округа утвердил план надзорно-профилактических мероприятий по обеспечению исполнения органами государственной власти и местного самоуправления региона законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. В рамках его реализации прокуратурой округа открыта постоянно действующая горячая линия, совместно с отделом ГИБДД управления МВД России по НАО организованы проверочные мероприятия, направленные на выявление и устранение нарушений при содержании, строительстве и ремонте автомобильных дорог, проведены проверки исполнения органами контроля (надзора) возложенных на них полномочий, их эффективности.

Не оставлена без внимания нормативная правовая база в данной отрасли. Анализ результатов проведенных прокуратурой округа в 2015 году проверок в сфере исполнения законодательства о дорожной деятельности и безопасности дорожного движения показал значительное число допускаемых нарушений, связанных с ненадлежащим содержанием улично-дорожной сети, несвоевременным проведением работ по ее ремонту, реконструкции, отсутствием элементов благоустройства дорожной инфраструктуры, ненадлежащее исполнение полномочий контролирующими органами. Проведенные прокуратурой округа проверки выявили нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В постановлении координационного совещания предложены меры для повышения эффективности взаимодействия правоохранительных, контролирующих и государственных органов в сфере противодействия преступным посягательствам и правонарушениям при расходовании бюджетных денежных средств, в ЖКХ и дорожном строительстве.

Алексей Владов